Автор Тема: посоветуйте солнечную панель  (Прочитано 26520 раз)

Jelsay

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2044
  • Чапыражма дорсай
    • Просмотр профиля
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #60 : 21 Апрель 2020, 01:11:56 »
Согласен что ТЗ выражено нечётко..
Но я рассуждал тут ( возможно слишком мало  подумав) с обще-технических рассуждений типа того что :
На выходе по сути стоит импульсный стаб в ОС передаточной которого просто введена оценка оптимизации отбора мощности.. И собственно все..
Городить ради этого контроллер с кучей АЦП на борту для меня как то кажется стрельбой из пушки по воробьям.. Кроме того такие контроллерные решения изначально бытовой точности.. т.е. невысокой..
Возможно я -   как динозавр - не прав..
"..Вы говорите - время идет. Безумцы - это вы проходите.."

Sagittarius

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 133
    • Просмотр профиля
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #61 : 21 Апрель 2020, 14:06:32 »
Всем Огромное Спасибо!
Признаю, что исходных данных привел недостаточно.
Яхточка , действительно, крайне маленькая 23 фута, примерно 7 метров по ватерлинии. На крыше места для размещения солнечных панелей практически нет. (Потому и бродят мысли еще и о ветряке)




В связи с этим планировал разместить панель за кормовым рейлингом на выносном кронштейне.




Жесткого ограничения по бюджету нету,  но хотелось бы в итоге получить оптимальное соотношение: цена – кпд – размер.
Дополнительные 15 – 20 процентов кпд стоимостью в 500 долларов не видятся мне разумным решением. Лучше уж я на те же самые 20 процентов увеличу площадь панели, (хотя с другой стороны  сильно увеличивать хвост за кормой, тоже бы не хотелось) Ну а если цена вопроса составит 100 – 150 тех же самых вечнозеленых, то почему бы собственно и нет.
Единственно, если его штатно подключать, то надо помнить, что все потребители энергии суммарно не должны забирать больше 200Вт с копейками (т.е. потребляемый ток не более 20А - в противном случае контроллер отключит нагрузку). Если это устраивает, то Ок.
Обычная нагрузка это: автопилот, чартплотер, эхолот, радар, радиостанция, бортовые и топовый огни. Если еще включить освещение в каюте и помпу, то потребление выскачет за двадцатку запросто. Про холодильник и газовый отопитель, уже даже и не заикаюсь.
Но разве нельзя этот контролер подключить только к панели и аккумуляторам, а потребители питать напрямую от аккумов?
 
Но вот саму СБ рекомендую все же купить на элементах от SunPower - в принципе, 100Вт панели часто в России продаются, выйдет несколько дороже, но не смертельно.
Вы имеет е ввиду такие:
https://spb.solar-e.ru/catalog/solnechnye-paneli/gibkaya-solnechnaya-batareya-e-power-100vt-sunpower/
или нечто другое?
Вам нужен MPPT контроллер, иначе КПД потеряете при зарядке акк.
Посмотрите Midnite Solar KID, как раз для небольших яхт. Работает хорошо, нареканий у меня на него не было.
Нашел на ебее:
 https://www.ebay.com/itm/Midnite-Solar-Kid-150-MPPT-Charge-Controller-Black-Brand-New/302692899099?hash=item4679e7191b:g:9yAAAOSwihpaw90Q
Дороговато конечно, хотелось бы что нить то по проще, по дешевле.

DICOM

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 56
    • Просмотр профиля
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #62 : 21 Апрель 2020, 14:44:31 »
На крыше места для размещения солнечных панелей практически нет.
В таком случае, необходимо снять выкройки со свободных месть и посчитать их площадь. По Вашим фото это не сделать.
Возможно, готовые СБ не подойдут, можно заказать панели по своим размерам.
Дороговато конечно, хотелось бы что нить то по проще, по дешевле.
Контроллер нужен MPPT. На один тип акк и мощностью 200-300 ватт, будет стоить в разы дешевле, чем The Kid.

LeonidS

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1633
    • Просмотр профиля
    • LeonidS blog
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #63 : 21 Апрель 2020, 17:09:38 »
Обычная нагрузка это: автопилот, чартплотер, эхолот, радар, радиостанция, бортовые и топовый огни. Если еще включить освещение в каюте и помпу, то потребление выскачет за двадцатку запросто. Про холодильник и газовый отопитель, уже даже и не заикаюсь.
Но разве нельзя этот контролер подключить только к панели и аккумуляторам, а потребители питать напрямую от аккумов?

Можно, конечно. Единственно, придется самостоятельно следить за уровнем заряда в аккуме и своевременно отключать нагрузку если что - никакие аккумы (свинцовые не исключение) не любят глубокого разряда.

Вы имеет е ввиду такие:
https://spb.solar-e.ru/catalog/solnechnye-paneli/gibkaya-solnechnaya-batareya-e-power-100vt-sunpower/
или нечто другое?

Они самые.

Нашел на ебее:
 https://www.ebay.com/itm/Midnite-Solar-Kid-150-MPPT-Charge-Controller-Black-Brand-New/302692899099?hash=item4679e7191b:g:9yAAAOSwihpaw90Q
Дороговато конечно, хотелось бы что нить то по проще, по дешевле.

Необязательно сразу единовременно на все тратиться. Контроллер заряда - такая штука, которую потом легко можно поменять на другую модель, если потребуется. Так что можно спокойно начать с самого простого, понять что и как, и если захочется, то поменять потом на более "продвинутый". А этот оставить в качестве "запасного" :)

Sagittarius

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 133
    • Просмотр профиля
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #64 : 22 Апрель 2020, 09:20:33 »
И еще раз: Всем Огромное Спасибо!
На заказ панели, я точно делать не буду. Да и нет там на крыше особо места, как я уже и писал.. Два ровных участка,  - люк форпика, и небольшой участок крыши кают компании. Первый размером 600 на 600, второй 500 на 700. Что там уместишь? Да, и боюсь ,мешать они будут при работе с парусами. Сделаю, как и писал / выносную площадку за корму.
По контроллеру, наверное так и сделаю, возьму дешевый, мной указанный, и посмотрю…., а там война план покажет.
По самостоятельному контролю за аккумуляторами, это само собой.
Штатно стоит вольтметр, с переключением возможности контроля напряжения на каждом аккумуляторе в отдельности. И многолетняя привычка, контроля по несколько раз в сутки.
И еще, если позволите, пара вопросов:
У меня есть свой личный бзик / пунктик, что лодка во время стоянки без присмотра должна быть полностью обесточена. Знаю, что многие, если не все яхты оборудованные СБ, заряжают их постоянно, вне зависимости от присутствия экипажа, но это не мой вариант.
Собственно вопрос, как правильно отключить СБ? Панель от контроллера, или контроллер от аккумуляторов?
Нужно ли отключенную и неиспользуемую панель укрывать чем то защитным, светонепроницаемым?
И второй вопрос: Как я уже писал, на яхте три аккумулятора один стартерный 45 а/ч  (для заводки дизеля и только), и два по 75 сервисных (для всех остальных потребителей)
Но коммутация устроена так, что все эти аккумуляторы, простым переключением двух рубильников, можно соединять в любой комбинации друг с другом, хоть все вместе, хоть в любой последовательности. Что бы необходимая в данный момент цепь, всегда была бы обеспечена, или например для запуска дизеля при всех изрядно подсевших аккумуляторах.
Собственно вопрос: Как правильно, для достижения максимальной эффективности зарядки заряжать их, все вместе, развязав  между собой диодами, либо по отдельности заряжая каждую батарею?

Jelsay

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2044
  • Чапыражма дорсай
    • Просмотр профиля
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #65 : 22 Апрель 2020, 10:16:14 »
Цитировать
Как правильно, для достижения максимальной эффективности зарядки заряжать их, все вместе, развязав  между собой диодами, либо по отдельности заряжая каждую батарею?
совершенно  очевидно что,  с точки зрения эффективности потерь, лучше всего каждый АКБ заряжать отдельно. (тут - по своему отдельному каналу )  поскольку все эти диодные "раздатки" как минимум греются.. 8)
"..Вы говорите - время идет. Безумцы - это вы проходите.."

LeonidS

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1633
    • Просмотр профиля
    • LeonidS blog
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #66 : 22 Апрель 2020, 12:42:36 »
И еще, если позволите, пара вопросов:
У меня есть свой личный бзик / пунктик, что лодка во время стоянки без присмотра должна быть полностью обесточена. Знаю, что многие, если не все яхты оборудованные СБ, заряжают их постоянно, вне зависимости от присутствия экипажа, но это не мой вариант.
Собственно вопрос, как правильно отключить СБ? Панель от контроллера, или контроллер от аккумуляторов?
Нужно ли отключенную и неиспользуемую панель укрывать чем то защитным, светонепроницаемым?

Ну, строго говоря, в целях безопасности для контроллера, традиционно рекомендуется СБ подключать последней (а отключать, соответственно, первой). Но там же, в этих рекомендациях, часто оговаривается, что это так, некоторая "перестраховка на всякий случай", а на практике в общем-то, обычно пофиг :)

Насчет укрывания в нерабочем состоянии... Ну, наверное, на очень длительной стоянке (недели или тем более месяцы) оно не вредно будет... Насчет возможной деградации СБ - это вряд ли, но в принципе, ультрафиолет солнца никаким пластикам не полезен, в т.ч. и покрытию СБ (там, скорее всего, будет стоять ПЭТ - он все же мутнеет потихоньку под действием ультрафиолета).

И второй вопрос: Как я уже писал, на яхте три аккумулятора один стартерный 45 а/ч  (для заводки дизеля и только), и два по 75 сервисных (для всех остальных потребителей)
Но коммутация устроена так, что все эти аккумуляторы, простым переключением двух рубильников, можно соединять в любой комбинации друг с другом, хоть все вместе, хоть в любой последовательности. Что бы необходимая в данный момент цепь, всегда была бы обеспечена, или например для запуска дизеля при всех изрядно подсевших аккумуляторах.
Собственно вопрос: Как правильно, для достижения максимальной эффективности зарядки заряжать их, все вместе, развязав  между собой диодами, либо по отдельности заряжая каждую батарею?

Я, каюсь, "свинцовыми" аккумами не особо интересуюсь (у меня всегда только литий используется), но все же какое-то представление есть... :) Во всех аккумуляторах (и свинцовые не исключение) очень важно не превышать максимальный ток заряда, иначе они быстро деградируют (а литиевые - так еще и пожар могут устроить :) ) И вообще, с точки зрения сохранности аккума, всегда лучше заряжать небольшими токами.

Общее "базовое" правило безопасности для свинцовых: заряд током 0.1С (где С - это номинальная емкость аккумулятора в ампер-часах). Впрочем, сейчас часто выпускаются аккумуляторы, спокойно допускающие и 0.2-0.3С (это обычно указывается в характеристиках аккума). Но в любом случае, о "правиле 0.1С" желательно знать и помнить  - это все же "классика жанра"...

Исходя из этого, для ваших аккумов 75Ач максимальный ток заряда желателен не более 7.5А. А с солнечной батареей порядка 200Вт, на прямом солнце в летний день, максимальный ток заряда может случиться и около 18А - что уже, скорее всего, некоторый "переборчик"... Так что я бы два аккумулятора 75Ач просто соединил бы навсегда в параллель (без всяких диодов: нафиг они там нужны при параллельном-то соединении?! пользы абсолютно никакой, а вот потери есть) - тогда получится один аккумулятор емкостью 150Ач - для него уже любая зарядка от вашей СБ гарантированно безопасна.

Ну а "стартовик", наверное, отдельно (как вы и предполагали)...


Jelsay

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2044
  • Чапыражма дорсай
    • Просмотр профиля
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #67 : 22 Апрель 2020, 13:05:24 »
ещё соглашусь что конденсаторы можно часто соединять параллельно.. без всякого.. не всегда - но часто..
а  вот насчёт стабилитронов - уже однозначно спорный вопрос..
"..Вы говорите - время идет. Безумцы - это вы проходите.."

socman

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 72
    • Просмотр профиля
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #68 : 22 Апрель 2020, 13:17:02 »
Я дико извиняюсь, не спец в солнечных батареях, но раз уж речь идет о яхте, которая, как я понимаю, большую часть времени движется, а не стоит на месте, то, может, стоит рассмотреть что-нибудь вроде такого: https://ecotechnica.com.ua/energy/voda/2348-portativnaya-mikroturbina-generator-mozhet-ispolzovat-energiyu-vetra-i-vody.html

LeonidS

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1633
    • Просмотр профиля
    • LeonidS blog
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #69 : 22 Апрель 2020, 13:33:59 »
Я дико извиняюсь, не спец в солнечных батареях, но раз уж речь идет о яхте, которая, как я понимаю, большую часть времени движется, а не стоит на месте, то, может, стоит рассмотреть что-нибудь вроде такого: https://ecotechnica.com.ua/energy/voda/2348-portativnaya-mikroturbina-generator-mozhet-ispolzovat-energiyu-vetra-i-vody.html

Угу, где-то 100 штук таких за кормой на веровочках выпустить (ну, чтобы хотя бы примерно достичь той же мощности, что и от СБ) и наслаждаться картиной :) Классная идея, мне нравится! Должно смотреться очень экстравагантно и необычно! :))

socman

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 72
    • Просмотр профиля
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #70 : 22 Апрель 2020, 14:01:43 »
Ну, я же имел в виду не конкретно эту штуку, а что-нибудь "вроде" этого. Наверняка в природе существует что-то более мощное.

LeonidS

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1633
    • Просмотр профиля
    • LeonidS blog
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #71 : 22 Апрель 2020, 14:11:48 »
Ну, я же имел в виду не конкретно эту штуку, а что-нибудь "вроде" этого. Наверняка в природе существует что-то более мощное.

Да, существует - в единичных экземплярах очень увлеченных именно этим процессом "кулибиных". В "промышленных" же масштабах никто этим не занимается, поскольку гимора в эксплуатации много, отдача минимальная, стоимость запредельная :) Короче, никому это и нах не нужно!

ЗЫ: Ну и еще подумайте вот над чем: парусная яхта движется за счет ветра, причем не сказать, чтобы его всегда уж очень много... :) А теперь представьте, что этой яхте нужно двигаться, но только еще преодолевая работу небольшого моторчика, толкающего ее в противоположном направлении :) Здесь же не ручей, где вода сама течет, а поток создается за счет движения самой яхты.
« Последнее редактирование: 22 Апрель 2020, 14:20:58 от LeonidS »

LeonidS

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1633
    • Просмотр профиля
    • LeonidS blog
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #72 : 22 Апрель 2020, 17:59:05 »
ещё соглашусь что конденсаторы можно часто соединять параллельно.. без всякого.. не всегда - но часто..
а  вот насчёт стабилитронов - уже однозначно спорный вопрос..

Следует ли это понимать так, что вы не согласны с тем, что аккумуляторы (примерно схожие по параметрам, т.е. основанные на одной и той же "химиии" - например, свинцовые, и одинаковые по напряжению, т.е. количеству последовательно соединенных рабочих ячеек внутри) можно/нужно параллельно соединять без всяких дурацких диодов? О_о :)

Ну дык приведите хоть один довод ЗА их полезность/необходимость, плиз!

Думаю, все это "благоглупие" пошло еще с совсем дремучих времен, когда использовали батарейки (в смысле, не перезаряжаеые источники) - причем, иногда вместо или вместе с аккумуляторами.  Вот для батареек да, параллельное соединение может оказаться опасным - но не для аккумуляторов. Напряжения на них через некоторое время выровняются и они начнут действовать как единое целое, причем система полностью "саморегулируемая".

Ну да, традиционная рекомендация все же не соединять вместе аккумуляторы с сильно разным уровнем текущего заряда, остается в силе и сейчас (хотя, в общем-то, сильно преувеличено - но вполне можно и перестраховаться, вреда не будет). В том смысле, что не стоит соединять полностью заряженный аккумулятор с полностью разряженным - лучше будет, если разница окажется поменьше (хотя вымерять каждый милли-вольт здесь занятие глупое - начальная разница в 20-30% уровня заряда уж точно никакой роли не сыграет).

Если уж совсем "страшно", то в самый первый раз можно соединить через резистор (ограничитель тока) и оставить на несколько часов - потом резистор убрать. Операция столь же бесполезная, как и "фуфломицины" типа арбидола и оциллококцинума - но если так на душе будет спокойнее, то почему бы и нет? О_о :)

ЗЫ: А стабилитроны-то здесь причем? :)



Jelsay

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2044
  • Чапыражма дорсай
    • Просмотр профиля
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #73 : 22 Апрель 2020, 18:15:12 »
стабилитроны здесь при том что они наиболее ярко выражают мысль что  двух одинакоых  компонентов  - даже если они из одной партии  и одинаково называются - не бывает..
применительно к аккумулятором это может и быть разница  внутренних сопротивлений.. токов утечки.. саморазряда и т.п.. мелочи.. которые так или иначе  ухудшат параметры системы по сравнению с суммарными параметрами компонентов по отдельности..
конечно же соглашусь с вами что - при одинаковости АКБ  эти потери будут выражаться в процентах или даже долях процента - но тем не менее..  мы зануды промолчать об этом вопиющем факте не можем..
"..Вы говорите - время идет. Безумцы - это вы проходите.."

sks

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1048
    • Просмотр профиля
Re: посоветуйте солнечную панель
« Ответ #74 : 22 Апрель 2020, 18:16:21 »
не согласны с тем, что аккумуляторы (примерно схожие по параметрам, т.е. основанные на одной и той же "химиии" - например, свинцовые, и одинаковые по напряжению, т.е. количеству последовательно соединенных рабочих ячеек внутри) можно/нужно параллельно соединять без всяких дурацких диодов? О_о :)
Таки да!
Именно про свинцовые.
Их конструкция заведомо предусматривает параллельное соединение пластин в каждой(!) банке.
Так что параллельное соединение однотипных свинцовых аккумуляторов ничего не добавляет и не отнимает от их конструктива.
Лучше летом у костра, чем зимой на солнышке