Автор Тема: Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез  (Прочитано 8116 раз)

Arigato

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 398
  • Дикий турист
    • Просмотр профиля
    • Канал Дикого туриста
Один - "Девичьи косы", другой -"Девичьи слёзы".
Это случайно не на Руфабго водопады? Территориально это даже далеко от Кутанки.

Arigato

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 398
  • Дикий турист
    • Просмотр профиля
    • Канал Дикого туриста
Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 1. Хутор Кушинка, гора Оплепен.

Путь начал из села Черниговского, в первый день прошел станцию Десятый Километр, от куда повернул на второстепенную ветку, подошел к хутору Кушинка и поднялся на гору Оплепен (высота 1010 м). На Оплепене состоялась первая ночевка, за ходовой день пройдено 20 км.

« Последнее редактирование: 06 Октябрь 2020, 10:50:12 от Arigato »

Arigato

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 398
  • Дикий турист
    • Просмотр профиля
    • Канал Дикого туриста
Черниговское депо апшеронской узкоколейки

Путь по апшеронской УЖД начал из села Черниговского, где первым делом посетил депо действующей горной узкоколейки.

Ныне рельсы узкоколейки заканчиваются в Черниговском, хотя раньше тянулись до города Апшеронска, где вывозимый лес перегружался на железнодорожные вагоны широкой колеи.



Деревообрабатывающий комбинат все еще работает, но уже не в полную силу. По железной дороге хлысты уже не возят.



Вагоны лесовозы стоят в отстойнике на запасном пути. Постепенно идет процесс утилизации вагонов, их режут на металл.



Прохожу стрелку и поворачиваю на ветку, ведущую к депо.



Депо функционирует, часть техники поддерживают в рабочем состоянии.



Вагон платформа для перевозки грузов, слева стоит мотодрезина "Пионерка".



Три действующих тепловоза выстроились вряд возле ангара. Внутри ангара скрывается автомотриса "Матрица" (самоходный пассажирский железнодорожный вагончик). "Матрица" используется для пассажирских и грузовых перевозок.



Пассажирский вагон, переделанный под склад.



Впереди виден зеленый вагончик - это прогулочный пассажирский вагон, используемый для туристических поездок.



Два полноценных крытых пассажирских вагона, внутри сидячие места - деревянные скамейки, как в электричках.



Вагон снегоочиститель, реальный раритет. Нынче не используется, а раньше применялся в зимний период для расчистки путей от снега.



На этом осмотр депо закончился. Это далеко не вся сохранившаяся техника, некоторые вагоны брошены на путях, например, за депо стояли думпкары с щебнем (они есть в видео, сфотографировать их забыл).

Выхожу на основную ветку и направляюсь на выход из Черниговского.



Это лишь начало 4-дневного похода по апшеронской УЖД. Дальше будет много интересного. Ждите продолжения истории!

Arigato

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 398
  • Дикий турист
    • Просмотр профиля
    • Канал Дикого туриста
Узкоколейка от Черниговского до Кушинки

Осмотрев депо в Черниговском, выхожу из села по шпалам узкоколейки.

Железная дорога проходит в узком зеленом коридоре, сойти в сторону практически невозможно из-за густоты зарослей. На пути меня встречают коровы, важно расхаживающие прямо по путям.



Линия узкоколейки проходит вдоль реки Пшеха. Вода в реке и во всех её притоках мутная. А с неба накрапывает дождь.



Повезло встретить родник, прямо рядом с путями. Набрал чистой воды.



Мосты через ручьи надо проходить с определенной осторожностью, всё мокрое, доски и бревна скользкие.



Рельсы петляют вдоль скал.



А слева обрыв в Пшеху.



Зеленый коридор тянется вдаль.



Сошел по тропинке в лес, где обнаружил просто море грибов. Собрал немного себе на ужин.



А тропинка привела к хижине отшельника.



Внутри три спальных места, есть печка-буржуйка. А рядом с хижиной навес и столик, где решил остановиться на обед.



Снова выхожу на пути...



Очередной мост через ручей, впадающий в Пшеху.



С моста сквозь зелен просматривается водопад.



Чуть выше вторая ступенька.



Урочище Нижние Волчьи Ворота, здесь дорога уходит в каньон.



В районе хутора Десятый Километр расположена развязка, одна ветка ведет в Кушинку, другая в Шпалорез. Поворачиваю на Кушинку.



Хуторок практически вымерший, много заброшенных хат и дворов.



Рельсы тонут в болоте.



И кривые пути тянутся до самой Кушинки.



Однако выходить в хутор Кушинка сегодня не планировал, первоочередная задача подняться на вершину горы Оплепен. Об этом и о самом хуторе будет рассказано чуть позже.


Arigato

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 398
  • Дикий турист
    • Просмотр профиля
    • Канал Дикого туриста
Гора Оплепен

Подняться на гору Оплепен решил перед самым походом, а изначально были планы дойти лишь до Кушинки. Однако ни разу не пожалел о своем решении.

До Кушинки не дошел где-то с полкилометра, осмотр хутора решил оставить на следующий день, а заночевать на вершине горы Оплепен. От узкоколейки круто вверх уходит лесная дорога.


(Это кадр из видео, фото дороги не делал)

Возле дороги встретились весьма редкие грибы - земляная звезда тройная.



Подъем монотонный, вокруг лес, потому фотографировать было нечего. Перед последним рывком расположен неплохой родник. Здесь набрал чистой воды и промыл собранные по пути грибы.



С поляны открывается вид на горы. Забегая вперед отмечу, что главную смотровую точку Оплепена я не посетил, так как узнал о её существовании уже позже. Возможно, когда-то еще вернусь, хотя вряд ли...



На вершине горы расположены памятники. Обзора с вершины нет. Высота Оплепена примерно 1000 метров над уровнем моря.



Вершина оказалась неудобной для оборудования лагеря, потому спустился немного вниз в лес, где и забазировался на ночь.



Варю грибной суп.



Супчик готов.



Грибов было собрано столько, что часть пришлось выкинуть, а из некоторых пожарил шашлык.



На этом первый походный день подошел к концу. День выдался насыщенным и интересным.



А о продолжении похода расскажу в следующей части...

Arigato

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 398
  • Дикий турист
    • Просмотр профиля
    • Канал Дикого туриста
Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 2. Поселок Режет, село Тубы, поселение Шпалорез.

Продолжаю идти по Апшеронской горной узкоколейке. Прохожу Режет, Тубы и выхожу в поселение Шпалорез (поселок Отдаленный). По пути встречаю медведя и других животных. Из Шпалореза рано утром отправляется "Матрица" (так местные называют автомотрису, курсирующую по железной дороге от Черниговского до Отдаленного)...


Arigato

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 398
  • Дикий турист
    • Просмотр профиля
    • Канал Дикого туриста
Фрагмент горной узкоколейки. Отрезок от Кушинки до Режета

Проснулся на горе Оплепен, предстоял спуск в хутор Кушинку. Напомню, что до Кушинки ведет тупиковая ветвь УЖД, потому, после осмотра хутора, предстояло вернуться на развязку на Десятом Километре, а от туда, по основной ветке, до поселка Режет.

Первым делом завтракаю, собираю вещи и выдвигаюсь в путь. На спуске предстояло пополнить запасы воды в роднике, после чего двигаться по лесовозным дорогам. Ничего интересного они не предвещали. Однако недалеко от дороги, буквально в 5-10 метрах повстречал медведя. Его даже удалось заснять на видео!



После обеда выхожу в Кушинку. Ну что же, настало время осмотреть хутор поближе. Дворы выглядят весьма печально, очень много заброшенных домов. А этот дом что-то вроде культурного центра. Может там была почта или еще что?



Хутор разделен на две части рекой Маратуки. Мост через реку и обветшавшие дома на той стороне.



На ту сторону реки не пошел, возвращаюсь к железной дороге. На путях стоит "Пионерка".



Неподалеку железнодорожный вокзал, оборудованный из списанного вагона. Здесь останавливается "Матрица".



Иду по дороге в сторону Десятого Километра. Узкоколейка остается слева метрах в двадцати от дороги.



На Десятом Километре выхожу на главную ветку.



Хутор в еще более ветхом состоянии. Прохожу магазин с раритетными советскими весами.



На путях стоит прицеп для "Пионерки".



За хутором железная дорога пересекает реку Маратуки и уходит на тот берег.



Вид на реку с моста.



До следующего населенного пункта достаточно длинный перегон. Рельсы волнами уходят вдаль.



Возле путей технические постройки. Внутри деревянного сарая пусто.



И подхожу к поселку Режет.



Небольшая тупиковая ветка, на которую упало дерево.



Поселок фрагментированный, местами кажется, что это уже конец...



Но нет, дальше опять появляются развалюшки.



А это магазин. Чтобы что-то купить, надо сначала найти продавщицу. Мне это удалось благодаря наводке местного жителя, он объяснил, в какую калитку стучаться, чтобы позвать продавщицу. В магазине практически ничего нет. Хотел прикупить питьевой воды, так как мои запасы заканчивались, а будет ли вода дальше - неизвестно. Но воды там нет, взял бутылку "Пепси".



И от Режета ушел вверх по заброшенной дороге в поисках места для ночевки. В одном из ручьев была найдена вода, но изначально я не знал, будет она, или ручей окажется пересохшим.



Заночевал метрах в ста от ручья выше по склону.



Ну что, второй день подошел к концу. А о продолжении моего путешествия расскажу в следующей части...

Arigato

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 398
  • Дикий турист
    • Просмотр профиля
    • Канал Дикого туриста
Путь в Шпалорез (отдаленное горное поселение)

Узкоколейка ведет до Шпалореза, дальше населенных пунктов уже нет, за ним лишь Главный Кавказский хребет. Остается последний рывок...

Просыпаюсь в лесу недалеко от Режета. Стандартные утренние процедуры, сходил на ручей за водой и умыться (напомню, до ручья метров 100 вниз по склону), готовлю завтрак, собираю вещи.



Режет находится по обе стороны Пшехи. Перехожу реку по железнодорожному мосту.



Река весьма полноводная.



Прохожу почтовое отделение. Почка оказалась закрытой из-за выходного дня. Надеялся купить батарейки на фонарик, который уже еле светит, но, видимо, не судьба. В магазине "мизинчиковых" батареек также не было.



Горы становятся выше и выше...



В урочище Верхние Волчьи Ворота железная дорога идет буквально по краю обрыва.



Внизу Пшеха.



Продолжаю идти по перегону между Режетом и Тубами.



Собор-Скала, которую рассматривал где-то очень далеко с горы Оплепен, уже совсем близко.



Прохожу село Средние Тубы. Нижние Тубы оказались полностью нежилыми, даже намеков на то, что там были дома, не обнаружил.



В очередной раз по пути собираю грибы, на ужин можно будет сварить грибного супа.



Следующий населенный пункт это Верхние Тубы.



Собор-Скала еще ближе...



А горы выше...



За этим мостом начинается Шпалорез (или по-другому Отдаленный).



В очередной раз перехожу Пшеху.



Появились первые дворы Шпалореза.



В центре поселения железнодорожная развязка. Раньше рельсы тянулись дальше, сейчас же здесь узкоколейка заканчивается.



Поселение хоть и жилое, но весьма ветхое.



Остановочная платформа, "Матрицы" нет, она придет ночью.



И конечная точка Апшеронской УЖД на ветке от Черниговского до Шпалореза.



Вид на Черногор.



Очень много заброшенных домов.



От поселения отошел на несколько километров, вышел к берегу реки Тугупс.



Возле реки оборудовал лагерь. Как таковой ночевки не планируется, "Матрица" отправляется в 3:45 утра, особо не поспишь. А ведь надо еще дойти до платформы.



На "Матрице" добрался до Черниговского, от куда с кучей пересадок еду домой.



На этом история о пешем походе по остаткам Апшеронской узкоколейки подходит к концу.

t1ourist

  • Гость
Arigato, расскажите, как вы стали фанатом узкоколеек.

фыва цукен

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4805
    • Просмотр профиля
Arigato, расскажите, как вы стали фанатом узкоколеек.
гм.

а он им стал?

Arigato

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 398
  • Дикий турист
    • Просмотр профиля
    • Канал Дикого туриста
как вы стали фанатом узкоколеек
В нашем районе раньше была целая сеть узкоколеек, использовались они в первую очередь для лесозаготовок, но также были пассажирские и товарные перевозки. На данный момент почти все ветки разобраны, крупные ремонтные депо и лесообрабатывающие предприятия уничтожены. Осталось лишь две ветки, которые стали полностью изолированными друг от друга (ранее это все было единой сетью узкоколеек). Одна ветка ведет из Гуамки в Мезмай. Ныне используется небольшой отрезок пути, где-то 2-3 км от Гуамки. Дальше оползень уничтожил часть путей, в Мезмае вокзал заброшен и практически полностью разрушен. Вторая ветка ведет из Черниговкого до Шпалореза с отвилкой на Кушинку. Она используется более активно.

Интерес к этим железным дорогам вполне объясним, это не только красивые горы, но и индустриальные объекты постапокалиптического вида. Тем более что скорее всего в ближайшей перспективе этих узкоколеек не останется вовсе. По крайней мере все к этому идет.

t1ourist

  • Гость
Спасибо за ответ.