Скиталец
Главная категория => Вести с маршрутов => : Arigato 02 August 2019, 12:38:21
-
Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез
Выживание в отдаленных поселках леспромхоза. Узкоколейные железные дороги – нитки, связывающие эти поселки с цивилизацией. Одна из таких узкоколеек уходит в горы Краснодарского края, добраться туда можно на "Матрице" (так местные называют автомотрису – автобус на рельсах). Путь проходит через село Черниговское, хутор Кушинка, поселки Режет, Тубы и Отдаленный (поселение Шпалорез).
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/415264/415264_original.png) (https://www.youtube.com/watch?v=WD8SzM526Rw&list=PLpEMOE_BU1OtRFZFV2i9xPAz97aiNfE6w)
P.S. Полноценный отчет о четырехдневном походе по Апшеронской узкоколейной железной дороге выйдет позже...
-
Да..уж..и хотя своеобразную красоту можно найти во всём..
Тем не менее одно из самых уродливых явлений это Отступление..
Хоть Цивилизации под натиском Природы..
Хоть Природы под натиском людей
Перед глазами - Единис.. Небольшая чистая таёжная речушка из которой можно было пить.. И то что от неё стало сейчас после нескольких лет добычи золота.. река уничтожена..
Скоро золото мыть бросят.. А на Единис зачастят режисеры фантастических фильмов в поисках фактуры к фильмам типа - "суровая жизнь на Марсе"..
Каазлы!..
-
Хороший ролик, молодец! Особенно понравились виды в начале где кривые рельсы и собака на них. Для более полного восприятия разрухи и пути в никуда нужно было закончить фильм на тормозящем локомотиве на 6. 43 мин. Подчеркнув тем, что дальше ничего нет.
А где все люди если есть коровы и овцы?
-
А где все люди если есть коровы и овцы?
Живут там. На 01:00 показаны два двух этажных многоквартирных дома. Дальний полностью заброшен и частично разрушен. Однако в ближнем в некоторых квартирах еще живут, топят буржуйками.
-
Для более полного восприятия разрухи и пути в никуда нужно было закончить фильм на тормозящем локомотиве на 6. 43 мин. Подчеркнув тем, что дальше ничего нет.
Кстати, поддерживаю. Действительно, так получилось бы эффектнее и лаконичнее.
-
Узкоколейка Гуамского ущелья
Прошли пешком через каньон реки Курджипс, по которому тянется ветка УЖД. Железная дорога находится не в самом лучшем состоянии, местами рельсы висят в воздухе, а часть пути снесло селем. Станция Мезмай, куда раньше ходил пассажирский поезд, полностью заброшена.
В этом походе ночуем в районе Камышановой поляны в заснеженном пихтовом лесу. Во второй день побывали на водопадах реки Кутанка в период половодья.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/500643/500643_original.png) (https://www.youtube.com/watch?v=oyre3s_EJjo&list=PLpEMOE_BU1OtRFZFV2i9xPAz97aiNfE6w)
Как обычно, ниже будет фоторассказ о походе.
-
День 1. Камышанова поляна (https://youtu.be/oyre3s_EJjo?t=26)
За первый день предстояло пройти 27 км – от хутора Гуамки по рельсам узкоколейки через Гуамское ущелье, поселок Мезмай и уйти за Камышанову поляну.
Для начала осмотрим подвижный состав, базирующийся в Гуамке. Перед нами дрезина.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/500916/500916_1000.jpg)
Пассажирский вагон.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/501234/501234_1000.jpg)
Целый пассажирский поезд из двух вагонов и локомотива.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/501441/501441_1000.jpg)
Снегоочиститель.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/501559/501559_1000.jpg)
Уходим в каньон. Со стены срывается водопад.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/501776/501776_1000.jpg)
В некоторых местах можно спуститься к реке.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/502134/502134_1000.jpg)
Ущелье очень узкое, в нем протекает река и есть небольшая полочка, по которой проходит железная дорога.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/502403/502403_1000.jpg)
Водопады в большом количестве.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/502531/502531_1000.jpg)
Река совсем узкая.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/502885/502885_1000.jpg)
Переходим железнодорожный мост.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/503186/503186_1000.jpg)
Впереди скальный останец.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/506403/506403_1000.jpg)
Далее проходим зону оползня, где полностью снесло часть железнодорожного пути. Дальше поезда не ходят.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/503629/503629_1000.jpg)
Обрыв путей за оползнем.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/503993/503993_1000.jpg)
На той стороне реки со скал срываются водопады.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/504172/504172_1000.jpg)
Железная дорога в плохом состоянии.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/504447/504447_1000.jpg)
Рельсы висят в воздухе.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/504692/504692_1000.jpg)
Идем дальше...
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/505046/505046_1000.jpg)
Еще раз смотрим на скалы на противоположном берегу реки.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/505156/505156_1000.jpg)
Постепенно приближаемся к поселку Мезмай.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/505347/505347_1000.jpg)
Станция Мезмай полностью заброшена, поезда сюда больше не ходят. А посредине поселка находятся руины деревообрабатывающего завода. Раньше железнодорожные пути использовались для транспортировки древесины и грузопассажирских перевозок.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/505758/505758_1000.jpg)
Проходим поселок и по лесной дороге направляемся в сторону Камышановой поляны. Это крупная поляна протяженностью в районе трех километров.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/505890/505890_1000.jpg)
Прошли поляну и обосновались на ночлег в пихтовом лесу. Недалеко от места нашей стоянки есть отличный родник, из которого запаслись чистой водой.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/506226/506226_1000.jpg)
Ночь была морозной, температура упала градусов до -10.
-
День 2. Водопады на реке Кутанка (https://youtu.be/oyre3s_EJjo?t=896)
Второй день был менее насыщенным, требовалось дойти до очередного поселка – Хамышков, при этом успев на последний автобус, который уходит где-то в районе 15 часов. Самый интересный объект на сегодня – так называемые водопады на Кутанке. Почему "так называемые" расскажу ниже. На этих водопадах уже был, но осенью, когда воды в ручье практически не было. Сейчас же была возможность застать период половодья.
Снова выходим на дорогу с Камышановой поляны, по которой продолжаем путь в сторону автомобильной трассы. Снега местами по колено.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/506753/506753_1000.jpg)
По автодороге пару километров, затем вновь в лес на проселочную дорогу.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/506901/506901_1000.jpg)
Проходим лесную землянку, дверь на замке.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/507136/507136_1000.jpg)
Далее пересекаем ручей Сашкова и выходим на Цербелеву поляну. И в этом месте я уже был, когда ходил на гору Монах – ссылка на тот поход (https://youtu.be/brEuX06EZfE).
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/507415/507415_1000.jpg)
Так как время поджимало, да и места знакомые, то следующий отрезок пути ничего не снимал аж до смотровых со склона Монаха. Вкратце о том, что интересного оказалось за кадром. На самой горе есть целый дольменный город (о нем можно посмотреть в видеоролике с предыдущего похода), недалеко от дольменной группы имеется неплохое место для отдыха – столик и лавочки. Там сделали остановку на обед. А на спуске с горы есть сквозная пещера Крыло Ангела. Ее посещение есть в том видео.
Выходим на смотровую, внизу виден поселок, в который нам предстоит выйти.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/507827/507827_1000.jpg)
За лесными горами торчат заснеженные вершины высокогорья.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/508066/508066_1000.jpg)
И выходим к "водопадам на Кутанке". Здесь целая серия водопадов, я заснял только те, к которым удалось подойти, но это далеко не все. Кутанка – это название реки, которая протекает неподалеку. Но сами водопады находятся не на реке, а на ручье, впадающем в реку. Посему называть их "водопадами на Кутанке" не совсем корректно. Однако это название прижилось у местного населения.
Воды действительно много, в прошлый раз со скал текла небольшая струйка, а сейчас тут настоящий ступенчатый водопад.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/508342/508342_1000.jpg)
Далее идет длинный водопад, который целиком не помещается в кадр, он продолжается еще ниже.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/508434/508434_1000.jpg)
Следующий водопад более широкий. Кстати, не в курсе на счет их названий, на OSM-карте они обозначены просто как водопады. Возможно что у них есть свои имена, но мне они неизвестны.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/508823/508823_1000.jpg)
Последний водопадик совсем маленький. В этом месте переходим ручей на ту сторону, и дальше до самого поселка ничего особо интересного нет.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/508965/508965_1000.jpg)
Возле поселка переходим Бзыху вброд, приводим себя в порядок и идем на автобусную остановку. Наткнулись на интересный курятник в одном из дворов.
(https://ic.pics.livejournal.com/arigatotravels/72315762/509383/509383_1000.jpg)
Итоги похода: за два дня пройдено 42 км, поход с одной ночевкой.
-
всю жизнь считал что шпалорез это вот такая штука (https://zen.yandex.com/media/guns_review/schwellenpflug-nemeckii-razrushitel-jeleznodorojnyh-putei-5c72c36ae6ece300b3a75c98)
-
всю жизнь считал что шпалорез это вот такая штука (https://zen.yandex.com/media/guns_review/schwellenpflug-nemeckii-razrushitel-jeleznodorojnyh-putei-5c72c36ae6ece300b3a75c98)
одно другому не мешает. правда, на топокартах этот посёлок называется отдалённый.
-
всю жизнь считал что шпалорез
В данном случае название пошло от того, что там резали шпалы. В смысле было производство шпал, на котором зеки работали (типа колонии-поселения). Даже сохранился ж/д вагон с клеткой, сейчас он иногда как грузовой используется. Обычный деревянный крытый вагон, в который вварена решетка.
правда, на топокартах этот посёлок называется отдалённый.
Позже название сменилось на Отдаленное сельское поселение. Ну так как шпалы резать перестали :)
-
Позже название сменилось на Отдаленное сельское поселение. Ну так как шпалы резать перестали :)
имхо, зря переименовали. отдалённый - идиотское название.
-
Местные его называют Шпалорезом, если сказать Отдаленный - тебя сразу распознают как приезжего. Кстати, народ там своеобразный, так что лучше косить под местного.
-
Местные его называют Шпалорезом, если сказать Отдаленный - тебя сразу распознают как приезжего. Кстати, народ там своеобразный, так что лучше косить под местного.
Произношение выдаст все равно.
-
+++Возможно что у них есть свои имена, но мне они неизвестны+++
Конечно есть!
Один - "Девичьи косы", другой -"Девичьи слёзы".)))
-
Один - "Девичьи косы", другой -"Девичьи слёзы".
Это случайно не на Руфабго водопады? Территориально это даже далеко от Кутанки.
-
Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 1. Хутор Кушинка, гора Оплепен.
Путь начал из села Черниговского, в первый день прошел станцию Десятый Километр, от куда повернул на второстепенную ветку, подошел к хутору Кушинка и поднялся на гору Оплепен (высота 1010 м). На Оплепене состоялась первая ночевка, за ходовой день пройдено 20 км.
(https://b.radikal.ru/b09/2010/14/806cca1b8f31.png) (https://www.youtube.com/watch?v=Ta3vvrjgrC8&list=PLpEMOE_BU1OvVq8KUTEHkahiekBu3g4QV)
-
Черниговское депо апшеронской узкоколейки (https://youtu.be/Ta3vvrjgrC8?t=30)
Путь по апшеронской УЖД начал из села Черниговского, где первым делом посетил депо действующей горной узкоколейки.
Ныне рельсы узкоколейки заканчиваются в Черниговском, хотя раньше тянулись до города Апшеронска, где вывозимый лес перегружался на железнодорожные вагоны широкой колеи.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3950646/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd6dad709247317aa311c/scale_1200?.jpg)
Деревообрабатывающий комбинат все еще работает, но уже не в полную силу. По железной дороге хлысты уже не возят.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1118263/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd74b4c403024385a0541/scale_1200?.jpg)
Вагоны лесовозы стоят в отстойнике на запасном пути. Постепенно идет процесс утилизации вагонов, их режут на металл.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3985268/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd77293cc6c72ffb6b781/scale_1200?.jpg)
Прохожу стрелку и поворачиваю на ветку, ведущую к депо.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2355127/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd792d709247317ab2984/scale_1200?.jpg)
Депо функционирует, часть техники поддерживают в рабочем состоянии.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3956291/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd7d8354535081ee673bb/scale_1200?.jpg)
Вагон платформа для перевозки грузов, слева стоит мотодрезина "Пионерка".
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2945823/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd827354535081ee6e455/scale_1200?.jpg)
Три действующих тепловоза выстроились вряд возле ангара. Внутри ангара скрывается автомотриса "Матрица" (самоходный пассажирский железнодорожный вагончик). "Матрица" используется для пассажирских и грузовых перевозок.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2763421/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd8a3d709247317ac9de5/scale_1200?.jpg)
Пассажирский вагон, переделанный под склад.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4004066/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd8c4d709247317accc35/scale_1200?.jpg)
Впереди виден зеленый вагончик - это прогулочный пассажирский вагон, используемый для туристических поездок.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3545552/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd9044c403024385c5bd1/scale_1200?.jpg)
Два полноценных крытых пассажирских вагона, внутри сидячие места - деревянные скамейки, как в электричках.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3473073/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd946354535081ee867cb/scale_1200?.jpg)
Вагон снегоочиститель, реальный раритет. Нынче не используется, а раньше применялся в зимний период для расчистки путей от снега.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3557661/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cd98293cc6c72ffb98834/scale_1200?.jpg)
На этом осмотр депо закончился. Это далеко не вся сохранившаяся техника, некоторые вагоны брошены на путях, например, за депо стояли думпкары с щебнем (они есть в видео, сфотографировать их забыл).
Выхожу на основную ветку и направляюсь на выход из Черниговского.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3693937/pub_5f5cd5e893cc6c72ffb49c77_5f5cda0a93cc6c72ffba41ed/scale_1200?.jpg)
Это лишь начало 4-дневного похода по апшеронской УЖД. Дальше будет много интересного. Ждите продолжения истории!
-
Узкоколейка от Черниговского до Кушинки (https://youtu.be/Ta3vvrjgrC8?t=251)
Осмотрев депо в Черниговском, выхожу из села по шпалам узкоколейки.
Железная дорога проходит в узком зеленом коридоре, сойти в сторону практически невозможно из-за густоты зарослей. На пути меня встречают коровы, важно расхаживающие прямо по путям.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3985451/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7222d2315c38725cf2dba2/scale_1200?.jpg)
Линия узкоколейки проходит вдоль реки Пшеха. Вода в реке и во всех её притоках мутная. А с неба накрапывает дождь.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2851998/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f72231aba91764cb5144e7f/scale_1200?.jpg)
Повезло встретить родник, прямо рядом с путями. Набрал чистой воды.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2957013/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7223774fade30a2a1b60b2/scale_1200?.jpg)
Мосты через ручьи надо проходить с определенной осторожностью, всё мокрое, доски и бревна скользкие.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3633274/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7223b2315c38725cf4a9fc/scale_1200?.jpg)
Рельсы петляют вдоль скал.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2262910/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7223d0315c38725cf4e5ae/scale_1200?.jpg)
А слева обрыв в Пшеху.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1584893/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7223e3ba91764cb515d354/scale_1200?.jpg)
Зеленый коридор тянется вдаль.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3962340/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7224104fade30a2a1ca067/scale_1200?.jpg)
Сошел по тропинке в лес, где обнаружил просто море грибов. Собрал немного себе на ужин.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3642096/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f72242d315c38725cf5b97d/scale_1200?.jpg)
А тропинка привела к хижине отшельника.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1639101/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f722443315c38725cf5e955/scale_1200?.jpg)
Внутри три спальных места, есть печка-буржуйка. А рядом с хижиной навес и столик, где решил остановиться на обед.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2851998/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f722488837d8d5323b5ec6b/scale_1200?.jpg)
Снова выхожу на пути...
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3946659/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7224a4315c38725cf6cf20/scale_1200?.jpg)
Очередной мост через ручей, впадающий в Пшеху.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1860332/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7224c0837d8d5323b67521/scale_1200?.jpg)
С моста сквозь зелен просматривается водопад.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3808423/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7224d74fade30a2a1e74ff/scale_1200?.jpg)
Чуть выше вторая ступенька.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1584427/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7224e4315c38725cf75e9a/scale_1200?.jpg)
Урочище Нижние Волчьи Ворота, здесь дорога уходит в каньон.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/40456/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7225504fade30a2a1f6491/scale_1200?.jpg)
В районе хутора Десятый Километр расположена развязка, одна ветка ведет в Кушинку, другая в Шпалорез. Поворачиваю на Кушинку.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2945823/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7225d3837d8d5323b8a68c/scale_1200?.jpg)
Хуторок практически вымерший, много заброшенных хат и дворов.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2945823/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f7225f04fade30a2a20a0b6/scale_1200?.jpg)
Рельсы тонут в болоте.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3987860/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f722606837d8d5323b907ba/scale_1200?.jpg)
И кривые пути тянутся до самой Кушинки.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/51478/pub_5f722151837d8d5323af4720_5f72262aba91764cb5193bc0/scale_1200?.jpg)
Однако выходить в хутор Кушинка сегодня не планировал, первоочередная задача подняться на вершину горы Оплепен. Об этом и о самом хуторе будет рассказано чуть позже.
-
Гора Оплепен (https://youtu.be/Ta3vvrjgrC8?t=1203)
Подняться на гору Оплепен решил перед самым походом, а изначально были планы дойти лишь до Кушинки. Однако ни разу не пожалел о своем решении.
До Кушинки не дошел где-то с полкилометра, осмотр хутора решил оставить на следующий день, а заночевать на вершине горы Оплепен. От узкоколейки круто вверх уходит лесная дорога.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3964212/pub_5f74bd1228bb441afde850a5_5f74be33c859e64d80c0f39e/scale_1200?.jpg)
(Это кадр из видео, фото дороги не делал)
Возле дороги встретились весьма редкие грибы - земляная звезда тройная.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3724792/pub_5f74bd1228bb441afde850a5_5f74be8fa4b55f1a9107db95/scale_1200?.jpg)
Подъем монотонный, вокруг лес, потому фотографировать было нечего. Перед последним рывком расположен неплохой родник. Здесь набрал чистой воды и промыл собранные по пути грибы.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1542444/pub_5f74bd1228bb441afde850a5_5f74bec5a4b55f1a91084ab1/scale_1200?.jpg)
С поляны открывается вид на горы. Забегая вперед отмечу, что главную смотровую точку Оплепена я не посетил, так как узнал о её существовании уже позже. Возможно, когда-то еще вернусь, хотя вряд ли...
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1554513/pub_5f74bd1228bb441afde850a5_5f74bf0028bb441afdebe8bb/scale_1200?.jpg)
На вершине горы расположены памятники. Обзора с вершины нет. Высота Оплепена примерно 1000 метров над уровнем моря.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1679483/pub_5f74bd1228bb441afde850a5_5f74bf6da4b55f1a91098688/scale_1200?.jpg)
Вершина оказалась неудобной для оборудования лагеря, потому спустился немного вниз в лес, где и забазировался на ночь.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1583807/pub_5f74bd1228bb441afde850a5_5f74bf92a4b55f1a9109c815/scale_1200?.jpg)
Варю грибной суп.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/248942/pub_5f74bd1228bb441afde850a5_5f74bfa3c859e64d80c3ab12/scale_1200?.jpg)
Супчик готов.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3927246/pub_5f74bd1228bb441afde850a5_5f74bfb1cdcd4964274e16d7/scale_1200?.jpg)
Грибов было собрано столько, что часть пришлось выкинуть, а из некоторых пожарил шашлык.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2851998/pub_5f74bd1228bb441afde850a5_5f74bfcea4b55f1a910a3947/scale_1200?.jpg)
На этом первый походный день подошел к концу. День выдался насыщенным и интересным.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3937202/pub_5f74bd1228bb441afde850a5_5f74c057cdcd4964274f45c8/scale_1200?.jpg)
А о продолжении похода расскажу в следующей части...
-
Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 2. Поселок Режет, село Тубы, поселение Шпалорез.
Продолжаю идти по Апшеронской горной узкоколейке. Прохожу Режет, Тубы и выхожу в поселение Шпалорез (поселок Отдаленный). По пути встречаю медведя и других животных. Из Шпалореза рано утром отправляется "Матрица" (так местные называют автомотрису, курсирующую по железной дороге от Черниговского до Отдаленного)...
(https://a.radikal.ru/a10/2010/1d/4bd2672731b3.png) (https://www.youtube.com/watch?v=Ey76wInu1-4&list=PLpEMOE_BU1OvVq8KUTEHkahiekBu3g4QV)
-
Фрагмент горной узкоколейки. Отрезок от Кушинки до Режета (https://youtu.be/Ey76wInu1-4?t=30)
Проснулся на горе Оплепен, предстоял спуск в хутор Кушинку. Напомню, что до Кушинки ведет тупиковая ветвь УЖД, потому, после осмотра хутора, предстояло вернуться на развязку на Десятом Километре, а от туда, по основной ветке, до поселка Режет.
Первым делом завтракаю, собираю вещи и выдвигаюсь в путь. На спуске предстояло пополнить запасы воды в роднике, после чего двигаться по лесовозным дорогам. Ничего интересного они не предвещали. Однако недалеко от дороги, буквально в 5-10 метрах повстречал медведя. Его даже удалось заснять на видео!
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3986249/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887a0ef18baa2479dc14e5/scale_1200?.jpg)
После обеда выхожу в Кушинку. Ну что же, настало время осмотреть хутор поближе. Дворы выглядят весьма печально, очень много заброшенных домов. А этот дом что-то вроде культурного центра. Может там была почта или еще что?
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1923220/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887b57ff07445a5c0fc5bd/scale_1200?.jpg)
Хутор разделен на две части рекой Маратуки. Мост через реку и обветшавшие дома на той стороне.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3380298/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887bbbff07445a5c109d84/scale_1200?.jpg)
На ту сторону реки не пошел, возвращаюсь к железной дороге. На путях стоит "Пионерка".
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1368767/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887bdfff07445a5c10e98f/scale_1200?.jpg)
Неподалеку железнодорожный вокзал, оборудованный из списанного вагона. Здесь останавливается "Матрица".
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1594643/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887c53ff07445a5c11d576/scale_1200?.jpg)
Иду по дороге в сторону Десятого Километра. Узкоколейка остается слева метрах в двадцати от дороги.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1716636/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887c7632cf031462a300e7/scale_1200?.jpg)
На Десятом Километре выхожу на главную ветку.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3362051/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887c90ff07445a5c1251db/scale_1200?.jpg)
Хутор в еще более ветхом состоянии. Прохожу магазин с раритетными советскими весами.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3645545/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887cc09eb9a66f8b08434e/scale_1200?.jpg)
На путях стоит прицеп для "Пионерки".
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3986059/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887cd99eb9a66f8b087cc9/scale_1200?.jpg)
За хутором железная дорога пересекает реку Маратуки и уходит на тот берег.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3901320/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887cfbff07445a5c132ac3/scale_1200?.jpg)
Вид на реку с моста.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1879615/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887d0fff07445a5c135669/scale_1200?.jpg)
До следующего населенного пункта достаточно длинный перегон. Рельсы волнами уходят вдаль.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1947084/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887d5832cf031462a4c4c5/scale_1200?.jpg)
Возле путей технические постройки. Внутри деревянного сарая пусто.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3940836/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887d759eb9a66f8b09c150/scale_1200?.jpg)
И подхожу к поселку Режет.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/29317/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887d8cf18baa2479e35016/scale_1200?.jpg)
Небольшая тупиковая ветка, на которую упало дерево.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1863556/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887dad32cf031462a5741c/scale_1200?.jpg)
Поселок фрагментированный, местами кажется, что это уже конец...
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1857933/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887de032cf031462a5da73/scale_1200?.jpg)
Но нет, дальше опять появляются развалюшки.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2480061/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887df332cf031462a60219/scale_1200?.jpg)
А это магазин. Чтобы что-то купить, надо сначала найти продавщицу. Мне это удалось благодаря наводке местного жителя, он объяснил, в какую калитку стучаться, чтобы позвать продавщицу. В магазине практически ничего нет. Хотел прикупить питьевой воды, так как мои запасы заканчивались, а будет ли вода дальше - неизвестно. Но воды там нет, взял бутылку "Пепси".
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1856150/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887e72ff07445a5c1636a2/scale_1200?.jpg)
И от Режета ушел вверх по заброшенной дороге в поисках места для ночевки. В одном из ручьев была найдена вода, но изначально я не знал, будет она, или ручей окажется пересохшим.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/195350/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887ec99eb9a66f8b0ca2a1/scale_1200?.jpg)
Заночевал метрах в ста от ручья выше по склону.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3952637/pub_5f8878579eb9a66f8bff3868_5f887f02ff07445a5c1773b9/scale_1200?.jpg)
Ну что, второй день подошел к концу. А о продолжении моего путешествия расскажу в следующей части...
-
Путь в Шпалорез (отдаленное горное поселение) (https://youtu.be/Ey76wInu1-4?t=958)
Узкоколейка ведет до Шпалореза, дальше населенных пунктов уже нет, за ним лишь Главный Кавказский хребет. Остается последний рывок...
Просыпаюсь в лесу недалеко от Режета. Стандартные утренние процедуры, сходил на ручей за водой и умыться (напомню, до ручья метров 100 вниз по склону), готовлю завтрак, собираю вещи.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3985451/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f18abc2b29d22945b8a5e/scale_1200?.jpg)
Режет находится по обе стороны Пшехи. Перехожу реку по железнодорожному мосту.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1711517/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f18dcc2b29d22945bf810/scale_1200?.jpg)
Река весьма полноводная.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1583391/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f18f06dc8f92edaa4f5f4/scale_1200?.jpg)
Прохожу почтовое отделение. Почка оказалась закрытой из-за выходного дня. Надеялся купить батарейки на фонарик, который уже еле светит, но, видимо, не судьба. В магазине "мизинчиковых" батареек также не было.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3644947/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f193b2c1a69338e012ce5/scale_1200?.jpg)
Горы становятся выше и выше...
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3443049/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f196b2c1a69338e019341/scale_1200?.jpg)
В урочище Верхние Волчьи Ворота железная дорога идет буквально по краю обрыва.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3719229/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f19d8c2b29d22945df2ed/scale_1200?.jpg)
Внизу Пшеха.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3845269/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f19ea6dc8f92edaa6f18b/scale_1200?.jpg)
Продолжаю идти по перегону между Режетом и Тубами.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1584427/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1a34c2b29d22945eb669/scale_1200?.jpg)
Собор-Скала, которую рассматривал где-то очень далеко с горы Оплепен, уже совсем близко.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3126430/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1a7a6ca69c7802f690d9/scale_1200?.jpg)
Прохожу село Средние Тубы. Нижние Тубы оказались полностью нежилыми, даже намеков на то, что там были дома, не обнаружил.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3938527/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1a9d6dc8f92edaa85563/scale_1200?.jpg)
В очередной раз по пути собираю грибы, на ужин можно будет сварить грибного супа.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3986532/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1b5a2c1a69338e0579c1/scale_1200?.jpg)
Следующий населенный пункт это Верхние Тубы.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1708007/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1b796dc8f92edaaa1510/scale_1200?.jpg)
Собор-Скала еще ближе...
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1658683/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1b8a6ca69c7802f8abc6/scale_1200?.jpg)
А горы выше...
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3938527/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1ba96ca69c7802f8e5f2/scale_1200?.jpg)
За этим мостом начинается Шпалорез (или по-другому Отдаленный).
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1590219/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1bdb2c1a69338e066c10/scale_1200?.jpg)
В очередной раз перехожу Пшеху.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1576786/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1bf66dc8f92edaab0b05/scale_1200?.jpg)
Появились первые дворы Шпалореза.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1585195/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1c156dc8f92edaab454b/scale_1200?.jpg)
В центре поселения железнодорожная развязка. Раньше рельсы тянулись дальше, сейчас же здесь узкоколейка заканчивается.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3866587/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1c4c6dc8f92edaabb490/scale_1200?.jpg)
Поселение хоть и жилое, но весьма ветхое.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1908497/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1c66c2b29d2294631021/scale_1200?.jpg)
Остановочная платформа, "Матрицы" нет, она придет ночью.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1707291/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1c8a6dc8f92edaac24b1/scale_1200?.jpg)
И конечная точка Апшеронской УЖД на ветке от Черниговского до Шпалореза.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3963198/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1cadc2b29d2294639bf3/scale_1200?.jpg)
Вид на Черногор.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1066925/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1cbe6ca69c7802fafe87/scale_1200?.jpg)
Очень много заброшенных домов.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3768331/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1cd26dc8f92edaacaf9a/scale_1200?.jpg)
От поселения отошел на несколько километров, вышел к берегу реки Тугупс.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/44972/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1cf2c2b29d2294641c25/scale_1200?.jpg)
Возле реки оборудовал лагерь. Как таковой ночевки не планируется, "Матрица" отправляется в 3:45 утра, особо не поспишь. А ведь надо еще дойти до платформы.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3901320/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1d4d6dc8f92edaad9463/scale_1200?.jpg)
На "Матрице" добрался до Черниговского, от куда с кучей пересадок еду домой.
(https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1592246/pub_5f8f16686ca69c7802edef17_5f8f1d866ca69c7802fc7325/scale_1200?.jpg)
На этом история о пешем походе по остаткам Апшеронской узкоколейки подходит к концу.
-
Arigato, расскажите, как вы стали фанатом узкоколеек.
-
Arigato, расскажите, как вы стали фанатом узкоколеек.
гм.
а он им стал?
-
как вы стали фанатом узкоколеек
В нашем районе раньше была целая сеть узкоколеек, использовались они в первую очередь для лесозаготовок, но также были пассажирские и товарные перевозки. На данный момент почти все ветки разобраны, крупные ремонтные депо и лесообрабатывающие предприятия уничтожены. Осталось лишь две ветки, которые стали полностью изолированными друг от друга (ранее это все было единой сетью узкоколеек). Одна ветка ведет из Гуамки в Мезмай. Ныне используется небольшой отрезок пути, где-то 2-3 км от Гуамки. Дальше оползень уничтожил часть путей, в Мезмае вокзал заброшен и практически полностью разрушен. Вторая ветка ведет из Черниговкого до Шпалореза с отвилкой на Кушинку. Она используется более активно.
Интерес к этим железным дорогам вполне объясним, это не только красивые горы, но и индустриальные объекты постапокалиптического вида. Тем более что скорее всего в ближайшей перспективе этих узкоколеек не останется вовсе. По крайней мере все к этому идет.
-
Спасибо за ответ.